Обратный
звонок
 
Подписка на изменения
в законодательстве
Подписка
на новости
ВАЖНО!

С 1 сентября 2022 года вступили в силу изменения в положения, устанавливающие порядок категорирования объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, изменения в требования по разработке ПЭК, расчёт экологического сбора.

Выпуск 015 — Изменения в законодательстве. 11 вопросов и 11 ответов

Сегодня мы предлагаем вам ответы на 11 самых частых вопросах о ПНВОС.
Вы также можете получить исчерпывающие ответы на нашем семинаре "Кто платит экологический сбор в 2017 году"

  1. Кто платит за твёрдые коммунальные отходы?

    Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов (ТКО) являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению (п. 5 ст. 23 Закона №89-ФЗ).
    Позиция РПН: данная норма вступила в силу 01.01.2016, следовательно, за 2016 год плату за размещение твердых коммунальных отходов (ТКО) и отходов, подобных им вносит региональный оператор, если он выбран или оператор, осуществляющий размещение отходов, то есть полигон.

  2. Какая категория платит?

    В соответствии со ст. 16.1. Закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», плата за НВОС не вносится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
    Действие данной нормы не зависит от фактической даты постановки на учет определенной категории объекта негативного воздействия на ОС. То есть, если фактически предприятие было отнесено к IV категории по степени на ОПС в конце 2016 года, плату за 2016 год оно вносить не обязано.

  3. Что такое ТКО и отходы, подобные ТКО?

    Официальная позиция РПН ожидается в ближайшее время. На данный момент мы располагаем ответом на обращение НП «5 июня».

    Росприроднадзор дал разъяснение о перечне отходов, которые следует относить к твердым коммунальным отходам (далее – ТКО).
    ФККО включает блок отходов «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0), представляющий собой совокупность отходов, сгруппированных на основании классификационных признаков, в том числе, по происхождению и условиям образования.
    Хозяйствующий субъект самостоятельно определяет перечень отходов, образующихся в процессе осуществляемой им хозяйственной или иной деятельности, их виды и классы опасности, на основании результатов инвентаризации отходов, проводимой с целью определения отходообразующих видов деятельности, конкретных источников образования отходов, а также с целью учета отходов, в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721, согласно требованиям ч.1 ст.19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
    Соотнесение конкретных видов отходов с видами отходов, включенными в ФККО, а также, подтверждение классов опасности отходов, не включенных в ФККО, с целью их последующего включения в ФККО, осуществляется в соответствии с приказом Минприроды России от 05.12.2014 № 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности».

  4. Кто платит за отходы, не отнесенные к ТКО?

    Внесение ПНВОС при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы (п. 5 ст. 23 Закона №89-ФЗ).
    Позиция РПН: за отходы, не отнесенные к ТКО, платит образователь таких отходов, осуществляющий деятельность на объектах 1,2,3 категории, а также, на предприятиях, не являющихся объектом негативного воздействие.

  5. Можно ли подавать декларацию в бумажном виде? Нужно ли официальное подтверждение отсутствия технической возможности подключения интернета и ЭЦП?

    Декларацию подавать на бумажном носителе можно, официальное подтверждение отсутствия технической возможности подключения интернета и ЭЦП от хозяйствующих субъектов не требуется.

  6. Вносить ли в декларацию медицинские отходы?

    Медицинские отходы не подпадают под действие закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в соответствии с п.2 ст. 2 Закона №89-ФЗ. Следовательно, вносить плату НВОС за размещение отходов не требуется.
    В данный момент проводится совещательная работа по возможности передачи регулирования сферы деятельности по обращению с медицинскими отходами из компетенции Роспотребнадзора в компетенцию Росприроднадзора.

  7. Уточнение категорий

    В данный момент проводится уточнение критериев отнесения объектов по степени негативного воздействия на ОС, с учетом деятельности по обращению с отходами. По результатам выхода новых критериев, хозяйствующие субъекты вправе будут вновь подать заявку о постановке на учет в территориальные отделы Росприроднадзора и, как следствие, отнести свои объекты к объектам определенной категории.

  8. Нужно ли прикладывать документы к декларации (акты, договоры и пр.)?

    К декларации прикладывается только доверенность в простой форме. Акты передачи отходов и договоры прикладывать не требуется (за исключением документов, подтверждающих выполнение природоохранных мероприятий). Однако Росприроднадзор вправе направить хозяйствующему субъекту уведомление о необходимости корректировки поданной декларации, а также, запросить вышеуказанные акты и договоры в рамках контрольно-надзорных мероприятий.

  9. Срок проверки декларации

    Срок проверки декларации территориальными органами Росприроднадзора – 9 месяцев, в соответствии с Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными Постановлением Правительства РФ №255 от 03.03.2017 г. (опубликованы 09.03.2017, вступают в силу через 7 дней после опубликования).
    Разработка специального регламента для территориальных органов Росприроднадзора по рассмотрению деклараций не предусмотрена. При проверке деклараций территориальные органы должны руководствоваться ППРФ №255 от 03.03.2017 г.

  10. Возврат излишне уплаченных средств

    Возврат излишне уплаченных средств будет осуществляться в судебном порядке на основании исполнительного листа. Данная позиция касается объектов 4 категории, вносивших плату за НВОС в 2016 году, хозяйствующих субъектов, вносивших плату за сбросы на рельеф (в данный момент не является платным видом негативного воздействия, приравнена к ущербу, наносимому почвам), и других объектов, у которых возник факт переплаты. Для хозяйствующих субъектов, обязанных вносить плату за НВОС, излишне уплаченные средства будут зачтены в счет последующих платежей. Позиция Росприроднадзора, подтвержденная разъяснительным письмом, ожидается на следующей неделе.
    В данный момент на сайте http://regulation.gov.ru/p/62590 обсуждается проект федерального закона «О внесении изменений в статью 16.4 Федерального закона от 10.02.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Внесение изменений в части уточнения порядка расчета авансовых платежей с целью минимизации случаев переплат субъектами хозяйственной и иной деятельности при внесении авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Планируется расчет авансового платежа на основании фактического оказанного негативного воздействия в определенный период времени. Дата начала публичного обсуждения: 28 февраля 2017 г., окончание 14 марта 2017 г., планируемый срок вступления в силу: Январь 2018

  11. Экологический сбор в 2016 - 2017 году — это налог?

    В соответствии со ст. 24.5 закона «Об отходах производства» от 24.06.1998 № 89-ФЗ экологический сбор классифицируется как неналоговый доход федерального бюджета России. Формально он введен в 2015 году. Но практически его исчисление и уплата, а также, составление отчетности по нему, впервые делаются в 2017 году по итогам 2016-го. Плату в рамках экологического сбора необходимо произвести до 1 апреля 2017года.
    Экологический сбор должен уплачиваться фирмами и ИП, являющимися производителями либо импортерами изделий, которые по факту утери потребительских качеств подлежат утилизации. Сбор начисляется также в отношении упаковки, в которой поставляется товар (только упаковки, если товар не является готовым к употреблению, — в соответствии с п. 3 ст. 24.5 закона № 89-ФЗ). Сбор не уплачивается субъектами, осуществляющими утилизацию изделий (их упаковки) в соответствии с правилами, установленными постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342.
    Денежные средства, поступающие в федеральный бюджет РФ за счет экологического сбора, предполагается направлять на финансирование различных государственных программ, связанных с обеспечением защиты окружающей среды. Например, на строительство заводов, перерабатывающих мусор, полигонов для обезвреживания опасных веществ и др.
    Администратор экологического сбора — Росприроднадзор. Данное ведомство является получателем соответствующих платежей, а также, субъектом контроля отчетности по нему.
    Экологический сбор — обязательство, которое многие представители бизнеса рассматривают как весьма схожее с платой за загрязнение окружающей среды. Но отождествлять их неправильно.

Доксервис экологическое проектированиеПереоформление паспортов отходов Доксервис семинары и курсыКурсы для экологов Доксервис экологические товарыТовары и услуги для утилизации отходов

Искренне ваш,
Антон Соловьёв

старший эксперт
ООО ЦЭУ Доксервис

Список документации, которая должна быть в наличии на каждом предприятии, включает в себя десятки наименований. Раньше для того, чтобы эти документы всегда были в наличии, компаниям приходилось открывать специальную штатную единицу — инженер по охране окружающей среды. Но теперь есть более действенный способ — воспользоваться нашими услугами.
Телефон:  8 812 648-17-36
Адрес:  Санкт–Петербург, 8 линия В.О, дом 29, офис 51
 
Центр Экологических Услуг “Доксервис” © 2010–2024 Все права защищены