Подписка на изменения
в законодательстве
Подписка
на новости
ВАЖНО!

C 01 июля 2021 г. вступил в силу Приказ Минприроды РФ № 581 "Об утверждении методики разработки расчёта и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух"

Дело А23-4666/2019 Не представлены данные мониторинга подземных грунтовых вод в силу отсутствия таковых вод

Дело А23-4666/2019 Не представлены данные мониторинга подземных грунтовых вод в силу отсутствия таковыхНомер дела: А23-4666/2019

Суд: Арбитражный суд Калужской области

Истец: Государственное предприятие Калужской области

Суть Дела: ГП обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Управлению Росприроднадзора по Калужской области о признании незаконным постановления от 31 мая 2019 № 03-189/2019-5 о привлечении к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Заявитель указывает, что полигон не эксплуатируется, а данные мониторинга подземных грунтовых вод не представлены в силу отсутствия таковых вод в скважине, то есть природных особенностей. Также отмечает, что письмом предприятия от 23 ноября 2018 № 576 в управление 23 ноября 2018 г. представлен отчёт по выполнению контроля грунтовых и природных вод за 4 квартал 2018 г. для полигона.

Управление представило материалы дела об административном правонарушении и отзыв, в котором просит в удовлетворении требования отказать.

На основании поручения Заместителя председателя Правительства Российской Федерации, поручений Росприроднадзора, распоряжения управления от 18 апреля 2019 г. управлением проведена внеплановая выездная и документарная проверка предприятия.

Государственным инспектором управления 28 мая 2019 г. за № 03-189/2019-5 в отношении предприятия в отсутствие его представителей составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому в ходе проведения внеплановой выездной и документарной проверки предприятия, объекта производственная территория № 2, код объекта: 29-0140-002286-П, установлено несоблюдение предприятием экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий.

Предприятию передан в аренду земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для полигона захоронения ТБО. В настоящий момент деятельность по захоронению отходов на полигоне не осуществляется, полигон не эксплуатируется в связи с тем, что согласно требованиям Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 октября 2015 № 1062) требуется наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования.

В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Предприятием в соответствии с требованиями законодательства разработана и направлена в управление программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории полигона ТБО и в пределах его воздействия на окружающую среду. Мониторинг осуществляется на основании заключенных предприятием с аккредитованной лабораторией.

Предприятием в соответствии с действующим законодательством представлен в управление отчёт о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на объекте за 2018 год. При проведении проверки данных мониторинга установлено, что видами мониторинга на указанном объекте являются грунтовые воды (наблюдательные скважины № 1 – выше полигона, № 2 – ниже полигона), атмосферный воздух, почвенный покров. Согласно результатам наблюдения за состоянием подземных вод в зоне действия полигона ТБО за 4 квартал 2018 г. мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды осуществляется не в полном объеме, а именно отсутствуют данные мониторинга по подземным грунтовым водам, наблюдательная скважина № 2 (ниже полигона), ввиду отсутствия воды в данной скважине.

Таким образом, в отсутствие указанных данных мониторинга не представляется возможным оценить изменения состояния окружающей среды на указанном полигоне, предприятием на объекте допускается нарушение ст.11, ч. 3 ст. 12 Закона № 89-ФЗ, ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 39 Закона № 7-ФЗ. В связи с вышеизложенным, ГП на объекте производственная территория № 2, код объекта: 29-0140-002286-П, допускается несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

За совершение указанного административного правонарушения предусмотрено привлечение нарушителя к ответственности в соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ. В действиях (бездействии) ГП содержатся признаки названного административного правонарушения.

Определением 28 мая 2019 г. рассмотрение дела назначено на 31 мая 2019 г. Копия данного определения с копией протокола об административном правонарушении переданы в канцелярию предприятия 29 мая 2019 (вх.№ 866). Письмом от 30 мая 2019 № 726, переданным в канцелярию управления также 30 мая 2019 г., предприятие попросило перенести рассмотрение дела на иные дату и время, сославшись на занятость представителей предприятия 31 мая 2019 г. в судебных заседаниях и официальных мероприятиях.

Постановлением заместителя главного государственного инспектора управления от 31 мая 2019 г. № 03-189/2019-5 по указанным фактам предприятие привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. В постановлении рассмотрено ходатайство предприятия о переносе срока рассмотрения дела и отклонено по основаниям непредоставления доказательств занятости представителей предприятия в судебных заседаниях и официальных мероприятиях.

Не согласившись с данным постановлением, предприятие обратилось в Арбитражный суд Калужской области с настоящим заявлением.

В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В соответствии со статьей 11 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов.

Согласно п. 1 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (утвержден приказом Минприроды России от 04 марта 2016 № 66, далее – Порядок № 66) названный порядок пределах их воздействия на окружающую среду устанавливает требования к организации и осуществлению наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки и прогноза изменений её состояния, а также требования к оформлению и представлению полученных результатов.

Согласно п. 3 Порядка № 66 его действие не распространяется на проведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на следующих объектах:

  • объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком;
  • объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации;
  • специальные объекты размещения радиоактивных отходов;
  • скотомогильники;
  • объекты размещения медицинских отходов.

Полигон ТБО истца не относится к исключениям, перечисленным в п. 3 Порядка № 66, в том числе не выведен из эксплуатации в установленном порядке. Следовательно, довод предприятия о том, что полигон не эксплуатируется, несостоятелен.

Управлением установлено и предприятием не оспаривается, что мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды осуществляется предприятием не в полном объёме, а именно отсутствуют данные мониторинга по подземным грунтовым водам (скважина № 2) ввиду отсутствия воды в указанной скважине.

Вопреки доводам предприятия, отсутствие воды в наблюдательной скважине по какой бы то ни было причине, включая естественные, не свидетельствует об отсутствии вины предприятия, в действительности обязанного принять все возможные меры к исполнению своей публично-правовой обязанности по предоставлению сведений о состоянии грунтовых вод любым не противоречащим закону и программе мониторинга способом.

Судом не установлено обстоятельств, а предприятием не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии всех зависящих мер по предупреждению совершения административного правонарушения либо наличия объективных препятствий для соблюдения требований законодательства, которые не могли быть предвидены и предотвращены при проявлении должной степени заботливости и осмотрительности.

В связи с чем вина предприятия является доказанной. В связи с этим суд приходит к выводу о наличии состава вмененного административного правонарушения.

Доводы заявителя об ущемлении его процессуальных прав на участие в составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении судом отклоняются.

Из материалов дела следует, что по просьбе предприятия явка его представителя перенесена с 17.05.2019 на 20 мая 2019. Затем, будучи извещенным 23 мая 2019 о необходимости явки представителя на 24 мая 2019 для ознакомления с актом проверки и составления протоколов об административных правонарушениях, в том числе по ст. 8.2 КоАП РФ, предприятие такую явку без каких-либо причин и объяснений не обеспечило, в связи с чем акт проверки составлен 24 мая 2019 в отсутствие представителя предприятия, а составление протокола об административном правонарушении – именно в целях предоставления предприятию реальных условий для реализации своих процессуальных прав – отложено на 28 мая 2019, о чём предприятию стало известно 27 мая 2019. Поданное предприятием 28 мая 2019 ходатайство о переносе даты составления протоколов об административных правонарушениях на иное время в связи с необходимостью изучения акта проверки и предписаний отклонено определением управления от 28 мая 2019.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела. Суд полагает, что отложение рассмотрения является правом, а не обязанностью административного органа, в связи с чем предприятие не могло безусловно рассчитывать на отложение процессуальной даты вынесения постановления, но имело право и возможность реализовать свои процессуальные права и гарантии на этой стадии вне зависимости от результатов рассмотрения ходатайства.

Ссылка предприятия на пятнадцатидневный срок рассмотрения дела об административном правонарушении с возможностью его продления по ходатайству участника производства по делу (ч.ч. 1, 2 ст. 29.6 КоАП РФ) судом отклоняется, поскольку данный срок является организационным, пресекательного характера не носит и во всяком случае не может быть истолкован как рекомендованная минимальная продолжительность рассмотрения дела об административном правонарушении. О необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела предприятием не заявлялось, управлением и судом такая необходимость также не установлена.

Решение по делу А23-4666/2019:

  • Отказать полностью в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления Управления Росприроднадзора по Калужской области от 31.05.2019 № 03-189/2019-5 о привлечении Государственного предприятия Калужской области к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Список документации, которая должна быть в наличии на каждом предприятии, включает в себя десятки наименований. Раньше для того, чтобы эти документы всегда были в наличии, компаниям приходилось открывать специальную штатную единицу — инженер по охране окружающей среды. Но теперь есть более действенный способ — воспользоваться нашими услугами.
Телефон:  8 (812) 648-17-36
Адрес:  Санкт–Петербург, 8 линия В.О, дом 29, офис 51
 
Центр Экологических Услуг “Доксервис” © 2010–2021 Все права защищены