С 1 сентября 2022 года вступили в силу изменения в положения, устанавливающие порядок категорирования объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, изменения в требования по разработке ПЭК, расчёт экологического сбора.
Суд: Арбитражный суд Хабаровского края.
Истец: ООО
Суть Дела: Общество с ограниченной ответственностью обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене представления Приамурского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27 мая 2021 № 08-125/2021Х об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В период с 04 марта 2021 г. по 25 марта 2021 г. должностными лицами Управления Росприроднадзора на основании приказа от 25 февраля 2021 № 77 в рамках федерального государственного экологического надзора проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения ООО обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
ООО имеет объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду II категории «Завод по производству теплоизоляционных материалов» и внесенный в федеральный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Обществом разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, на основании которого приказом Департамента Росприроднадзора по ДФО № 242 от 28 апреля 2017 г. утверждены нормативы выбросов. Согласно проекту нормативов ПДВ источниками выбросов загрязняющих веществ основного производства являются: Труба рекуператора № 0001, Трубы (камера волокноосаждения) № 0002, 0003, Труба газохода № 0004, Трубы котельной № 0011.
Проверкой установлено, что общество эксплуатирует трубы рекуператора, камеры волокоосаждения, трубы газохода и трубы котельной без установок очистки газов и выбросов неочищенных загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Паспорта ГОУ, которые ведутся в соответствии с Правилами эксплуатации установок очистки газа, у предприятия отсутствуют.
На участке по производству теплоизоляционных материалов из базальтового волокна на основе горных пород расплав шихты производится в ванной рекуперативной печи при температуре 1400-1450°С. В качестве топлива используется природный газ. Отходящие от печи газы дымососом ДН-15НЖ производительностью 75 000 куб. м./час подаются в рекуператор. В рекуператоре предварительно подогревается воздух, подаваемый на горение в плавильную печь. Расход газа 11 400 тыс. куб. м./год. В атмосферу через дымовую трубу рекуператора поступает 75% топочных газов, от общего количества выбрасываемых. Время работы 8 760 час/год. Высота трубы рекуператора 20,5 м, диаметр 1,0 м (Труба рекуператора № 0001). От источника Труба рекуператора № 0001 в атмосферу выделяются загрязняющие вещества: азота оксид, азота диоксид, углерода оксид, бенз(а)пирен. Выброс загрязняющих веществ, образующихся при сжигании топлива, осуществляется через общую дымовую трубу. Высота трубы 30 м, диаметр 1,5 м. (Трубы котельной № 0011). От источников в атмосферу выделяются следующие загрязняющие вещества: азота диоксид, азота оксид, сажа, диоксид серы, оксид углерода, бенз(а)пирен, мазутная смола электростанций
Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в акте проверки от 25 марта 2021 № 08-025/2021Х. По результатам рассмотрения материалов плановой проверки государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора Пономаревым В.О. вынесено постановление от 27.05.2021 № 08-125/2021Х, которым ООО привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.21 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей. Постановление обществом не обжаловалось.
В целях устранения причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, 27 мая 2021 вышеуказанным должностным лицом в адрес ООО внесено соответствующее представление № 08-125/2021Х, в силу которого на общество возложена обязанность принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, и представить соответствующую информацию в Управление в течение одного месяца со дня получения представления. Не согласившись с данным представлением, ООО обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя о незаконности вынесенного представления сводятся к тому, что у предприятия отсутствует обязанность оснащать трубу рекуператора, камеру волокноосаждения, трубу газохода, трубу котельной ГОУ, поскольку превышения ПДВ отсутствуют. В подтверждение своих доводов заявитель ссылается на Проект нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу, Приказ об установлении ПДВ вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных) в атмосферный воздух стационарных источников выбросов, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, Правила охраны атмосферного воздуха, разработанные Главным контрольно-инспекционным управлением Госкомприроды СССС, отделом контроля атмосферы Всесоюзного научноисследовательского института охраны природы и заповедного дела.
Возражая на доводы ООО, Управление Росприроднадзора исходит из взаимосвязанных положений Закона об охране атмосферного воздуха и Правил эксплуатации ГОУ, предписывающих обязательное наличие ГОУ при эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, независимо от объемов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
аслушав в судебном заседании пояснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ,5 А73-13657/2021 имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судом по материалам дела установлено, что Завод внесен в реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, как объект II категории (объект, оказывающий умеренное негативное воздействие на окружающую среду).
В процессе хозяйственной деятельности предприятия производятся выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Общество имеет разрешение от 06 июня 2017 № 75/17 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданное на основании приказа Департамента Росприроднадзора по ДФО от 06 июня 2017 № 323, сроком до 27 апреля 2022 г. Источниками выбросов загрязняющих веществ основного производства являются: труба рекуператора № 0001, трубы (камера волокноосаждения) № 0002, 0003, труба газохода № 0004, трубы котельной № 0011.
Согласно положениям статьи 30 Закона от 04 мая 1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: внедрять наилучшие доступные технологии, малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух оборудования.
В силу императивных указаний пункта 7 статьи 16 Закона об охране атмосферного воздуха запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае, если установки очистки газа отключены или не обеспечивают проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, эксплуатация соответствующего технологического оборудования запрещена (статья 16.1 Закона об охране атмосферного воздуха). Из вышеуказанных нормативных положений следует, что объекты хозяйственной и иной деятельности, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должны в обязательном порядке быть оборудованы установками очистки газа (ГОУ), что согласуется с обозначенной в статье 30 Закона об охране атмосферного воздуха обязанностью по внедрению наилучших доступных технологий, малоотходных и безотходных технологий в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха.
Согласно пунктам 8, 9 Правил эксплуатации ГОУ, запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газа и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. ГОУ должна действовать бесперебойно и обеспечивать очистку и (или) обезвреживание выбросов от технологического оборудования (установки) в течение всего периода работы этого оборудования (с момента пуска (включения) до полной остановки) на уровне технических характеристик ГОУ, содержащихся в паспорте ГОУ.
Хозяйствующий субъект, эксплуатирующий ГОУ, должен разработать и утвердить паспорт ГОУ, программу проведения технического обслуживания, технического осмотра, проверки показателей работы ГОУ и планово-предупредительного ремонта, руководство (инструкцию) по эксплуатации ГОУ, а также определить должностное лицо, ответственное за эксплуатацию ГОУ и ведение паспорта ГОУ (пункт 18 Правил эксплуатации ГОУ).
Довод заявителя относительно отсутствия у общества обязанности по оборудованию вышеперечисленных источников загрязнения атмосферного воздуха ГОУ, равно как и по разработке паспортов на эти ГОУ, ввиду того, что выбросы производятся в рамках нормативов предельно допустимых выбросов, подлежит отклонению, поскольку само по себе данное обстоятельство не освобождает предприятие от обязанности оборудовать объекты хозяйственной деятельности, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, ГОУ. Законодатель не ставит обязанность по оборудованию источников загрязнения атмосферного воздуха газоочистными установками в зависимость от соблюдения хозяйствующими субъектами нормативов ПДВ и от объемов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Заявитель, осуществляя деятельность на объекте, оказывающем умеренное негативное воздействие на окружающую среду, производя выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на основании полученного разрешения № 75/17, в силу прямого указания Закона об охране атмосферного воздуха обязан принимать меры по снижению уровня загрязнения атмосферного воздуха, сокращению выбросов, в том числе посредством очистки и (или) обезвреживания выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с использованием ГОУ в порядке статей 16, 16.1 Закона об охране атмосферного воздуха, положений Правил эксплуатации ГОУ. Внедрение ГОУ, несомненно, повлечет снижение негативного воздействия на окружающую среду.
Иное толкование закона влечет нарушение обозначенного в статье 3 Закона об охране окружающей среды принципа обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов.
В обоснование своей позиции заявитель дополнительно ссылался на Правила охраны атмосферного воздуха (далее – Правила), разработанные Главным контрольно-инспекционным управлением Госкомприроды СССС, отделом контроля атмосферы Всесоюзного научно-исследовательского института охраны природы и заповедного дела. Вместе с тем, указанные Правила представляют собой методическое письмо 1991 года; пункт 8.1 названных Правил императивно определяет, что предприятия, независимо от времени ввода их в действие, должны быть оснащены сооружениями, оборудованием и аппаратурой для очистки выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и средствами контроля за количеством и составом выбрасываемых загрязняющих веществ.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что заявителем не представлено в материалы дела достаточных доказательств в обоснование доводов о незаконности оспариваемого представления.
Не согласившись с судебным актом, ООО обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт.
Общество, не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, ООО обратилось с кассационной жалобой.