С 1 сентября 2024 года вводится обязательное периодическое подтверждение соответствия лицензионным требованиям для компаний, работающих со сбором, транспортировкой, обработкой, утилизацией, обезвреживанием и размещением отходов I-IV классов опасности. Подробнее.
ВНИМАНИЕ! Cмена банковских реквизитов ЦЭУ Доксервис с 09 октября 2024 гСуд: Арбитражный суд Астраханской области.
Истец: ООО
Суть Дела: Обществу согласно лицензии АСТ 14522 НР предоставлен участок недр, с целевым назначением для геологического изучения Еленовской структуры с целью поисков и последующей добычи углеводородов из каменноугольных и девонских отложений.
08 апреля 2020 Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям в адрес Общества было вынесено Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (л.д.81-83), согласно которого Обществу предложено принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований природоохранного законодательства РФ в части постановки на государственный учёт объекта. Согласно служебной записке межрегионального отдела экологической экспертизы Управления № 08-3259 от 23.12.2020 (л.д. 112) объект на учёт не поставлен.
24 декабря 2020 г. Управлением составлен протокол об административном правонарушении в отношении Общества (л.д.118-121).
20 января 2020 г. Управлением Росприроднадзора по Астраханской области вынесено постановление № 04-1297/2020 о назначении административного наказания, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.46 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей, а также выдано предписание № 04-1297/2020, которым Обществу предписано в срок до 20 мая 2021 г. подать заявку о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
Не согласившись с предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд.
Согласно пункту 2 статьи 69.2 Закона об охране окружающей среды, постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
В предварительном судебном заседании представитель заявителя пояснил суду, что на данном участке деятельность не ведется, какое-либо оборудование на нём отсутствует, представитель Управления, данный факт не оспаривал.
Судом также установлено, что в ходе административного расследования Управление факта ведения хозяйственной деятельности на спорном участке не установлен, что подтверждается выводами решения Красноярского районного суда Астраханской области от 23.04.2021, которым было отменено постановление Управления № 04-1297/2020 о назначении административного наказания и привлечении к административной ответственности статьей 8.46 КоАП РФ. Красноярского районного суда Астраханской области указано, что Общество не осуществляет хозяйственную и иную деятельность на лицензионном участке, что подтверждается информацией, ежегодно предоставляемой заявителем в рамках государственной статистической отчетности по форме № 6-ГР в федеральные и территориальные органы Роснедр. Как подтвердили представители сторон, данное решение не обжаловалось и вступило в законную силу.
В силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
В силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что лицензионный участок сам по себе не может считаться объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, и не подлежит постановке на государственный учет в качестве такого объекта. Поскольку объекты капитального строительства и (или) другие объекты, а также их совокупности, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные на территории лицензионного участка в случае, если такие объекты оказывают негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет и включению в реестр ОНВОС.
При таких обстоятельствах, оспариваемое предписание Обществу о необходимости поставить на государственный учет объект, предоставленного в пользование на основании лицензии АСТ 14522 НР, нельзя признать правомерным.
На основании изложенного, заявленные требования Общества подлежат удовлетворению. Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 18.09.2019 по делу № А06-11979/2018.