С 1 сентября 2024 года
Вводится обязательное периодическое подтверждение соответствия лицензионным требованиям для компаний, работающих со сбором, транспортировкой, обработкой, утилизацией, обезвреживанием и размещением отходов I-IV классов опасности.
Суд: Арбитражный суд Свердловской области.
Истец: МУП
Суть Дела: В период с 16 сентября 2021 года по 25 октября 2021 года проведена плановая выездная проверка в соответствии с решением Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 13.09.2021 № 199-РШ в отношении МУП, по результатам проверки составлен акт от 25 октября 2021 № 818.
В ходе проверки установлено, что МУП поставлено Управлением на государственный учет объекта оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, как объект 1-й категории негативного воздействия на окружающую среду (свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № 1373 от 23 августа 2017
МУП осуществляет деятельность, в результате которой образуются отходы производства и потребления, что подтверждается Федеральным статистическим наблюдением по форме 2-тп (отходы) за 2020 год и данными учета в области обращения с отходами за 1 кв. и II кв. 2021 года.
На момент проведения проверки у МУП отсутствуют проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) и утверждённые должным образом нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, разработанные на основании ПНООЛР, что зафиксировано актом проверки № 818 от 25 октября 2021.
23 ноября 2021 г. в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении № 03-01-18/376-2021 по ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении заинтересованным лицом вынесено постановление о назначении административного наказания № 03-01-18/376-2021 от 09. декабря 2021 года, которым МУП привлечен к административной ответственности по ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Полагая, что данное постановление является незаконным МУП обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 40 000 до 60 000 рублей; на юридических лиц — от 200 000 до 350 000 рублей.
В силу п. 3 порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», утвержденного приказом Минприроды России от 08 декабря 2020 № 1029, «Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются для каждого объекта I категории, в соответствии с методическими указаниями по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации». МУП в срок до 25 октября 2021 г. осуществляет свою производственную деятельность по обращению с отходами производства и потребления в отсутствие утверждённых нормативов образования Отходов и лимитов на их размещения. Исходя из изложенного, в действиях (бездействии) юридического лица МУП содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ. Факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, подтвержден материалами дела и заявителем не опровергнут.
Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП Российской Федерации административный штраф, равно как любое другое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Соответственно, устанавливаемые данным Кодексом размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов. В противном случае применение административной ответственности не будет отвечать предназначению государственного принуждения, которое, по смыслу статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 3), 18 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, должно заключаться главным образом в превентивном использовании соответствующих юридических средств для защиты прав и свобод человека и гражданина, иных конституционно признаваемых ценностей гражданского общества и правового государства.
С учетом изложенного, суд считает, что ответственность заявителя должна отвечать критериям необходимости, пропорциональности и соразмерности. С целью индивидуализации административного наказания, принимая во внимание характер административного правонарушения, суд считает возможным снизить размер административного штрафа, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, до 100 000 руб. По мнению суда, данный размер штрафа будет отвечать принципу справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению, учитывая, что размер административного наказания не должен носить карательный характер. При данных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований и признании незаконным и отмене постановления заинтересованного лица о назначении административного наказания № 03-01-18/376-2021 от 09.12.2021 года в части наложения штрафа, превышающего 100 000 руб.