Обратный
звонок
 
Подписка на изменения
в законодательстве
Подписка
на новости
ВАЖНО!

С 1 сентября 2024 года вводится обязательное периодическое подтверждение соответствия лицензионным требованиям для компаний, работающих со сбором, транспортировкой, обработкой, утилизацией, обезвреживанием и размещением отходов I-IV классов опасности. Подробнее.

ВНИМАНИЕ! Cмена банковских реквизитов ЦЭУ Доксервис с 09 октября 2024 г

Дело А47-15182/2019 Непредставления отчёта о результатах мониторинга состояния загрязнения окружающей среды

Дело А47-15182/2019 Непредставления отчёта о результатах мониторинга состояния загрязнения окружающей средыНомер дела: А47-15182/2019

Суд: Арбитражный суд Оренбургской области.

Истец: МУП

Суть Дела:Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования обратилось в арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Южно-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании незаконным и отмене постановления от 20.09.2019г. № 03-192/2019 о назначении административного наказания, вынесенного государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Оренбургской области, в связи малозначительностью совершенного правонарушения в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ (с учётом уточнений).

По мнению заявителя, производство по делу об административном правонарушении следует прекратить в связи с малозначительностью. Административный орган с заявленными требованиями не согласен в полном объеме по мотивам, изложенным в отзыве.

В период с 12.08.2019 по 06.09.2019 комиссией Управлением Росприроднадзора по Оренбургской области проведена плановая выездная проверка соблюдения МУП требований природоохранного законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды, в том числе, в части охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных отходов), объект негативного – полигон твердых бытовых отходов, код 53-0156-000245-П. Полигон твердых бытовых отходов расположен в 18 км юго-восточнее окраины города.

Территория, занятая под складирование отходов состоят из хозяйственно-бытовой зоны и 3-х карт складирования отходов, которые расположены в углублении. Карты разделены между собой дорогами. На данный момент предприятием эксплуатируются 2 карты, 3-я карта находится в резерве. На 1-ой карте предприятием складируются твердо-коммунальные отходы, на второй карте складируется крупногабаритный мусора.

Деятельность по сбору и размещению отходов на полигоне твердых бытовых отходов МУП осуществляет на основании лицензии от 13.07.2016.

В соответствии с представленными в материалы проверки Декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду и журналом учета отходов, на полигоне ТКО МУП в 2018 году были размещены отходы.

Таким образом, в ходе проведения проверки установлено, что МУП в 2018 и 2019 осуществляло эксплуатацию объекта размещения отходов.

МУП осуществляет хозяйственную деятельность, в результате которой оказывается негативное воздействие на окружающую среду, размещением отходов производства и потребления, выбросами вредных ( загрязняющих ) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов. В ходе анализа декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 и представленной в материалы проверки информацией установлено, что МУП произведен расчет платы, только за размещение отходов производства и потребления. Расчет платы за выброс вредных ( загрязняющих ) веществ, в составе указанной декларации, от эксплуатируемых на полигоне ТКО за 2018 МУП в административный орган не представлялся, плата не вносилась.

По данному факту административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 06.09.2019 на котором присутствовал представитель общества и вынесено постановление об административном правонарушении № 03-192/2019 от 20.09.2019 г в котором зафиксированы следующие правонарушения:

Изучив материалы дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.71 АПК РФ суд пришел к следующим выводам. В соответствии со ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

Статьей 8.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды " негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Согласно абзацу 7 статьи 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность, в том числе юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В абзаце 2 пункта 5 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О указано, что по смыслу статьи 16 Закона об охране окружающей среды платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.п.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона N 7-ФЗ негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной или иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Материалами дела установлено, что МУП в 2018 и 2019 осуществляло эксплуатацию объекта размещения отходов, в результате которой оказывалось негативное воздействие на окружающую среду, размещением отходов производства и потребления, выбросами вредных ( загрязняющих ) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов. Данный факт подтверждается, актом проверки от 06.09.2019 № ПН/Э-183, протоколом осмотра от 14.08.2019 № ПН/Э-183.

Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона N 7-ФЗ предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее — лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Согласно пункту 3 статьи 16.4 Федерального закона N 7-ФЗ лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере 1/4 части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.

В нарушение указанных требований декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду не позднее 10-го марта 2019 года, содержащая расчеты платы за выбросы вредных ( загрязняющих ) веществ в атмосферу от стационарных источников выбросов, расположенных на полигоне ТКО МУП в административный орган не представлялась.

В соответствии с ч. 3 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Согласно абз. 2 п. 6 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 04.03.2016 №66, результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчётов, которые составляются лицами, эксплуатирующими эти объекты размещения отходов, и в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещении отходов ежегодно до 15 января года, " следующего за отчетным. Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (далее — отчет о результатах мониторинга -) оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у липа, эксплуатирующего данный объект размещения отходов, а второй экземпляр, вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе, в уведомительном порядке направляется почтовым отправлением в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов.

В нарушение указанных требований отчёт о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов (полигон ТКО) и в пределах их воздействия на окружающую среду в уведомительном порядке до 15 января 2019 МУП в административный орган не направлялся.

Таким образом, административным органом вынесено законное мотивированное постановление о назначении административного наказания по ст. 8.5 КоАП РФ в отношении МУП в пределах нормы установленной данной статей.

В статье 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности в случаях, если судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, сочтут, что совершенное правонарушение является малозначительным.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Таким образом, нормы о малозначительности правонарушения применяются в исключительных случаях и независимо от состава административного правонарушения. Применение названных норм является правом, а не обязанностью суда и осуществляется с учетом конкретных обстоятельств дела. Кроме того, суд отмечает, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей по представлению в административный орган отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, поэтому нормы о малозначительности административного правонарушения не могут быть применены.

Решение по делу А47-15182/2019:

  • Требования Муниципального унитарного предприятия Оренбургской области оставить без удовлетворения..
  • Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объёме) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Список документации, которая должна быть в наличии на каждом предприятии, включает в себя десятки наименований. Раньше для того, чтобы эти документы всегда были в наличии, компаниям приходилось открывать специальную штатную единицу — инженер по охране окружающей среды. Но теперь есть более действенный способ — воспользоваться нашими услугами.
Телефон:  8 812 648-17-36
Адрес:  Санкт–Петербург, 8 линия В.О, дом 29, офис 52
 
Центр Экологических Услуг “Доксервис” © 2010–2024 Все права защищены