Обратный
звонок
 
Подписка на изменения
в законодательстве
Подписка
на новости
ВАЖНО!

С 1 сентября 2022 года вступили в силу изменения в положения, устанавливающие порядок категорирования объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, изменения в требования по разработке ПЭК, расчёт экологического сбора.

Дело А51-22926/2019 Осуществления хозяйственной деятельности без комплексного экологического разрешения КЭР

Дело А51-22926/2019 Осуществления хозяйственной деятельности без комплексного экологического разрешения КЭРНомер дела: А51-22926/2019

Суд: Арбитражный суд Приморского края.

Истец: ООО

Суть Дела:ООО подала заявление к Дальневосточному межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании недействительным и отмене Предписания № 174-3-КНД/2019 от 31 июля 2019 года об устранении выявленных нарушений обязательных требований, вынесенного Управлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю в адрес ООО и обязывающего ООО в срок до 03 февраля 2020 года предоставить в адрес Управления копию комплексного экологического разрешения для объекта «Полигон ТБО» 1 категории негативного воздействия на окружающую среду, расположенного по адресу: Приморский край.

Из текста письменного заявления Общества следует, что Заявитель полагает, что срок, установленный в данном предписании для получения комплексного экологического разрешения (КЭР) не соответствует закону, поскольку со ссылкой на статью 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» полагает, что перечень, установленный Приказом Минприроды России от 18 апреля 2018 №154 «Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов», а также ссылка на статью 11 Федерального закона от 21.07.2014 №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды», позволяет сделать вывод о том, что юридические лица обязаны получить комплексное экологическое разрешение в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно.

Кроме того, по мнению Общества, пункт 7 статьи 7 Закона №219-ФЗ прямо закрепляет, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в указанный в части 6 настоящей статьи перечень, до 1 января 2025 года обязаны получить комплексное экологическое разрешение. Из анализа указанных норм действующего законодательства, Заявитель делает вывод, что если такой объект входит в Перечень, утвержденный приказом Минприроды России 18.04.2018 №154, то возможна подача заявки на получение комплексного экологического разрешения (КЭР) до 31 декабря 2022 г. включительно, а если объект, не вошел в Перечень, но к нему применимы наилучшие доступные технологии, получить комплексное экологическое разрешение (КЭР) нужно до 1 января 2025 г.

ООО полагает, что указанный срок в предписании до — 03 февраля 2020, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, возложив обязанность по получению комплексного экологического разрешения значительно ранее, чем установлено действующим законодательством.

Ответчик в письменном отзыве, представленном в материалы дела, с заявленным требованием не согласился, считает, что оснований для признания незаконным предписания не имеется. Указал, что пунктом 16 статьи 1 Закона №219-ФЗ установлена обязанность получения комплексного экологического разрешения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории.

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона №219-ФЗ разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее — разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями до 1 января 2019 года, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий,, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов, либо до дня получения комплексного экологического разрешения.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее:

ООО эксплуатирует площадку, предназначенную для захоронения твердых бытовых отходов 4 класса опасности, расположенную по адресу: в г. Находка.

Согласно свидетельству №04- 40/4273н от 26.12.2016 о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, указанная промплощадка относится к I категории негативного воздействия.

Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора была проведена плановая выездная проверка в отношении ООО на предмет соблюдения обязательных требований природоохранного законодательства Российской Федерации, в рамках контрольно-надзорных мероприятий, в ходе которой было установлено, что у юридического лица ООО отсутствуют документы, лимитирующие образование отходов и лимиты на их размещение, а именно, комплексное экологическое разрешение.

По факту осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности без комплексного экологического разрешения юридическое лицо ООО «Чистый город» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.47 КоАП РФ — осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности без комплексного экологического разрешения и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения, о чем было принято Постановление №03-244/2019 о назначении административного наказания, которое вступило в законную силу 06.09.2019.

Для устранения нарушений в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований ООО было выдано предписание №174-3-КНД/2019 от 31.07.2019, в соответствии с которым ООО обязано предоставить в адрес Управления копию комплексного экологического разрешения для объекта «Полигон ТБО» I категории негативного воздействия на окружающую среду.

Суд, рассмотрев материалы дела, оценив доводы сторон, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего:

Одной из основных задач государства является разрешение экологических и экономических конфликтов и обеспечение баланса публичных и частных интересов, с тем, чтобы в условиях экономического развития деятельность хозяйствующих субъектов имела экологически совместимый характер (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30.09.2010 №1421-О-О). Поэтому публичные интересы в рассматриваемой сфере исходят, прежде всего, из приоритета вопросов охраны окружающей среды, потому недопустимо при осуществлении хозяйственной деятельности руководствоваться только интересами экономического развития в ущерб природе.

Статьей 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. Кроме того, для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

Пунктом 16 статьи 1 Закона №219-ФЗ установлена обязанность получения комплексного экологического разрешения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории.

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 219-ФЗ разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее — разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения.

Подпунктом «в» пункта 16 Федерального закона от 30.12.2008 №309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» была отменена обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – ПНООЛР ) для хозяйствующих субъектов, отнесенных в силу положений Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, и лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являлись количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности). Указанная норма вступила в силу с 29.06.2009 согласно части 2 статьи 49 Закона №309-ФЗ и фактически с 29.09.2009 и по 01.01.2019 хозяйствующие субъекты, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, не могли разработать и утвердить в установленном порядке ПНООЛР.

Однако, с 01 января 2019 статья 18 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ была изложеа в новой редакции которая не содержит исключения по разработке ПНООЛР для субъектов малого и среднего предпринимательства, а поскольку ранее, до 01 января 2019, у ООО не были утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, то Общество не может осуществлять хозяйствующую деятельность в отсутствие лимитирующего документа на образование отходов и лимитов на их размещение.

Таким образом, учитывая переходные положения, установленные подпунктом «б» пункта 3 статьи 2 Закона N 496-ФЗ, субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и отнесенных к объектам I категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, вправе обратиться в территориальные органы Росприроднадзора за предоставлением государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с 01 января 2019 и до дня получения комплексного экологического разрешения, следовательно, у Заявителя появилась обязанность по получению комплексного экологического разрешения на основании которого устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Продление срока на получение КЭР до 01 января 2015 предусмотрено в отношении тех субъектов экономической деятельности, которые имеют нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, а в рассматриваемой ситуации ООО их не имеет, не получал и за получением не обращался, в связи с чем обязан иметь комплексное экологическое разрешение.

Поскольку оспариваемое Предписание вынесено в соответствии с законом и не нарушает права и законные интересы ООО, данные обстоятельства в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влекут отказ в удовлетворении требования о признании его незаконным.

Решение по делу А51-22926/2019:

  • Отказать обществу с ограниченной ответственностью в удовлетворении предъявленного требования.
  • Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Приморского края в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции..
Список документации, которая должна быть в наличии на каждом предприятии, включает в себя десятки наименований. Раньше для того, чтобы эти документы всегда были в наличии, компаниям приходилось открывать специальную штатную единицу — инженер по охране окружающей среды. Но теперь есть более действенный способ — воспользоваться нашими услугами.
Телефон:  8 812 648-17-36
Адрес:  Санкт–Петербург, 8 линия В.О, дом 29, офис 51
 
Центр Экологических Услуг “Доксервис” © 2010–2024 Все права защищены