Подписка на изменения
в законодательстве
Подписка
на новости
ВАЖНО!

С 1 сентября 2022 года вступили в силу изменения в положения, устанавливающие порядок категорирования объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, изменения в требования по разработке ПЭК, расчёт экологического сбора.

Дело А55-38044/2019 Отсутствие 4-ЛС, 2-ТП (водхоз), осуществление пользования недрами без лицензии

Дело А55-38044/2019 Отсутствие 4-ЛС, 2-ТП (водхоз), осуществление пользования недрами без лицензииНомер дела: А55-38044/2019

Суд: Арбитражный суд Самарской области.

Истец: МУП

Суть Дела: муниципальное унитарное предприятие обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 15 ноября 2019 №25-Н о назначении административного наказания по ч. 2 ст.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 150 000 руб. и от 15 ноября 2019 №26-Н о назначении административного наказания по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ в сумме 400 000 руб.

Предприятие является пользователем недр, имеет лицензию от 03 ноября 2011 (с дополнительным соглашением от 19.01.2016 №1) с целевым назначением и видами работ – разведка и добыча подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения Хворостянского района Самарской области; срок действия – до 01 января 2021. Объектами недропользования являются водозаборные скважины №3905 и 4572 (водозабор №1), режим работы скважин – круглогодичный, в течение суток – по графику. Суточная добыча подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения не должна превышать 343 куб.м/сут.

На основании распоряжения от 12 сентября 2019 №49р-ГЭН административный орган провел в отношении МУП плановую выездную проверку по месту осуществления деятельности: Самарская область, Хворостянский район, участок недр местного назначения.

В ходе проверки административный орган выявил, что учёт потребляемого водозабора осуществляется на предприятии расчётным методом (из расчёта потребляемой электроэнергии и мощности насосов скважин); согласно записям в журнале учёта электроэнергии и воды объем добычи подземных вод за январь-сентябрь 2019 года не превышен и составил 68,434 тыс.куб.м/год; расходно-измерительные устройства (счётчик на воду) на водозаборе отсутствует; документ о возложении обязанностей по соблюдению условий лицензии и требований действующего законодательства о недрах отсутствует.

В нарушение требований п.10 ст.22 Закона РФ от 21 февраля 1992 №2395-1 «О недрах», ст.4, 5, 8 лицензии, п.4.3 ст.4, ст.8 дополнительного соглашения к лицензии МУП не представило:

  • Отчётность по форме 4-ЛС, 2-ТП (водхоз) за 2018 год.
  • Не разработало и не утвердило проект санитарной зоны водозабора.
  • Не разработало и не согласовало с распорядителем недр программу мониторинга подземных вод.
  • Не вело мониторинг подземных вод на лицензируемом участке водозабора.
  • Не провело и на рассмотрение в территориальную комиссию не представило оценку запасов подземных вод.
  • Отсутствует проект санитарной охраны водозабора.
  • Отсутствуют сведения по перечислению МУП платежей и налогов при пользовании недрами, платежи предприятием не осуществляются.
  • Отчет по мониторингу за 2018 год в уполномоченный орган не представлен.
  • МУП осуществляет пользование недрами без лицензии: ведет эксплуатацию трех скважин в (водозабор № 2, скважина №3; год ввода в эксплуатацию 1981), (водозабор №3, скважина №4, год ввода в эксплуатацию 2010), (водозабор №4, скважина №5, год ввода в эксплуатацию 1992).

По данному факту административный орган составил протоколы от 31 октября 2019 г. №Пр39-ГЭН и №Пр38-ГЭН об административном правонарушении и вынес постановления от 15 ноября 2019 г. №26-Н о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 400 000 руб. и №25-Н о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 150 000 руб.

Не согласившись с постановлениями административного органа, МУП обратилось в арбитражный суд.

В силу п.10 ст.22 Закона №2395-1 пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами. Ст.5 лицензии установлено, что пользователь недр обязан соблюдать требования Закона №2395-1, утверждённых в установленном порядке стандартов (норм, правил), связанных с пользованием недр.

Согласно ст.4 лицензии, п.4.3 ст.4 дополнительного соглашения пользователь недр обязан представлять ежегодно в срок до 20 января после отчётного периода в уполномоченный орган и распорядителю недр отчёт о своей деятельности, связанной с выполнением условий пользования недрами в соответствии с формой федерального статистического наблюдения 4-ЛС; представлять ежегодно в срок до 22 января после отчётного периода в Нижневолжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов сведения по форме статистического наблюдения 2-ТП (водхоз); разработать и согласовать в установленном законодательством порядке проект зоны санитарной охраны водозабора в срок до 01 января 2017 г.; вести мониторинг подземных вод в соответствии с программой, согласованной с распорядителем недр; провести оценку подземных вод на предоставленном лицензионном участке, предоставить материалы подсчета в экспертную комиссию по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставленных в пользование участках недр местного значения на территории Самарской области в срок до 01 января 2017 г.

Доказательств того, что МУП были предприняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение норм действующего законодательства, за нарушение которых ч.1 и 2 ст.7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность, суду не представлено.

Утверждение МУП о том, что использование недр без лицензии было обусловлено крайней необходимостью, является несостоятельным.

Ссылка предприятия на судебные акты по другим делам не может быть принята во внимание, поскольку эти акты приняты в отношении иной совокупности фактических обстоятельств, с участием других лиц.

МУП субъектом малого или среднего предпринимательства не является.

Наложение на МУП административных штрафов в сумме 150 000 руб. (постановление №25-Н) и в сумме 400 000 руб. (постановление №26-Н) соответствует всем обстоятельствам дела, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение, соотносится со степенью общественной опасности совершенного административного правонарушения, обладает разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов.

Решение по делу А55-38044/2019:

  • в удовлетворении заявленных требований муниципального унитарного предприятия отказать.
Список документации, которая должна быть в наличии на каждом предприятии, включает в себя десятки наименований. Раньше для того, чтобы эти документы всегда были в наличии, компаниям приходилось открывать специальную штатную единицу — инженер по охране окружающей среды. Но теперь есть более действенный способ — воспользоваться нашими услугами.
Телефон:   (812) 648-17-36
Адрес:  Санкт–Петербург, 8 линия В.О, дом 29, офис 51
 
Центр Экологических Услуг “Доксервис” © 2010–2023 Все права защищены