С 1 сентября 2022 года вступили в силу изменения в положения, устанавливающие порядок категорирования объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, изменения в требования по разработке ПЭК, расчёт экологического сбора.
Суд: Арбитражный суд Самарской области.
Истец: МУП
Суть Дела: муниципальное унитарное предприятие обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 15 ноября 2019 №25-Н о назначении административного наказания по ч. 2 ст.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 150 000 руб. и от 15 ноября 2019 №26-Н о назначении административного наказания по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ в сумме 400 000 руб.
Предприятие является пользователем недр, имеет лицензию от 03 ноября 2011 (с дополнительным соглашением от 19.01.2016 №1) с целевым назначением и видами работ – разведка и добыча подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения Хворостянского района Самарской области; срок действия – до 01 января 2021. Объектами недропользования являются водозаборные скважины №3905 и 4572 (водозабор №1), режим работы скважин – круглогодичный, в течение суток – по графику. Суточная добыча подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения не должна превышать 343 куб.м/сут.
На основании распоряжения от 12 сентября 2019 №49р-ГЭН административный орган провел в отношении МУП плановую выездную проверку по месту осуществления деятельности: Самарская область, Хворостянский район, участок недр местного назначения.
В ходе проверки административный орган выявил, что учёт потребляемого водозабора осуществляется на предприятии расчётным методом (из расчёта потребляемой электроэнергии и мощности насосов скважин); согласно записям в журнале учёта электроэнергии и воды объем добычи подземных вод за январь-сентябрь 2019 года не превышен и составил 68,434 тыс.куб.м/год; расходно-измерительные устройства (счётчик на воду) на водозаборе отсутствует; документ о возложении обязанностей по соблюдению условий лицензии и требований действующего законодательства о недрах отсутствует.
В нарушение требований п.10 ст.22 Закона РФ от 21 февраля 1992 №2395-1 «О недрах», ст.4, 5, 8 лицензии, п.4.3 ст.4, ст.8 дополнительного соглашения к лицензии МУП не представило:
По данному факту административный орган составил протоколы от 31 октября 2019 г. №Пр39-ГЭН и №Пр38-ГЭН об административном правонарушении и вынес постановления от 15 ноября 2019 г. №26-Н о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 400 000 руб. и №25-Н о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 150 000 руб.
Не согласившись с постановлениями административного органа, МУП обратилось в арбитражный суд.
В силу п.10 ст.22 Закона №2395-1 пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами. Ст.5 лицензии установлено, что пользователь недр обязан соблюдать требования Закона №2395-1, утверждённых в установленном порядке стандартов (норм, правил), связанных с пользованием недр.
Согласно ст.4 лицензии, п.4.3 ст.4 дополнительного соглашения пользователь недр обязан представлять ежегодно в срок до 20 января после отчётного периода в уполномоченный орган и распорядителю недр отчёт о своей деятельности, связанной с выполнением условий пользования недрами в соответствии с формой федерального статистического наблюдения 4-ЛС; представлять ежегодно в срок до 22 января после отчётного периода в Нижневолжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов сведения по форме статистического наблюдения 2-ТП (водхоз); разработать и согласовать в установленном законодательством порядке проект зоны санитарной охраны водозабора в срок до 01 января 2017 г.; вести мониторинг подземных вод в соответствии с программой, согласованной с распорядителем недр; провести оценку подземных вод на предоставленном лицензионном участке, предоставить материалы подсчета в экспертную комиссию по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставленных в пользование участках недр местного значения на территории Самарской области в срок до 01 января 2017 г.
Доказательств того, что МУП были предприняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение норм действующего законодательства, за нарушение которых ч.1 и 2 ст.7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность, суду не представлено.
Утверждение МУП о том, что использование недр без лицензии было обусловлено крайней необходимостью, является несостоятельным.
Ссылка предприятия на судебные акты по другим делам не может быть принята во внимание, поскольку эти акты приняты в отношении иной совокупности фактических обстоятельств, с участием других лиц.
МУП субъектом малого или среднего предпринимательства не является.
Наложение на МУП административных штрафов в сумме 150 000 руб. (постановление №25-Н) и в сумме 400 000 руб. (постановление №26-Н) соответствует всем обстоятельствам дела, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение, соотносится со степенью общественной опасности совершенного административного правонарушения, обладает разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов.