Подписка на изменения
в законодательстве
Подписка
на новости
ВАЖНО!

С 1 сентября 2022 года вступили в силу изменения в положения, устанавливающие порядок категорирования объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, изменения в требования по разработке ПЭК, расчёт экологического сбора.

Дело А43-2077/2021 Неверный ПДВ, ПЭК, Паспорт отхода, установки очистки газа с нарушениями, не согласован НМУ, 2-ТП с искажениями

Дело А43-2077/2021 Неверный ПДВ, ПЭК, Паспорт отхода, установки очистки газа с нарушениями, не согласован НМУ, 2-ТП с искажениямиНомер дела: А43-2077/2021

Суд: Арбитражный суд Нижегородской области

Истец: ООО

Суть Дела: А Арбитражный суд Нижегородской области обратилось общество с ограниченной ответственностью с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия (далее — административный орган, Управление) о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений от 30.10.2020 №102-вн.

Как следует из материалов дела, на основании приказа Межрегионального Управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия от 17.09.2020 № 1116, изданного в соответствии с распоряжением Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 07.09.2020 № 44-р, подготовленного в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко от 25.08.2020 №ВА-П11-9821, в период с 21 сентября 2020 г. по 16 октября 2020 г. проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью.

В результате проведенной проверки Управлением выявлены нарушения обществом обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха и окружающей среды.По результатам проведенной проверки выдано предписание от 30.10.2020 г. № 102-вн Срок устранения нарушений — 28 марта 2021 г:

  1. Нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для взвешенных веществ, формальдегида, керосина, этилбензола, ксилола на ист. № 0008 и взвешенных веществ, формальдегида, керосина, этилбензола на ист. № 0007 площадки № 2 не установлены.
  2. Производственный экологический контроль в 2019 и 1 -3 кварталы 2020 года произведен не в полном объеме (объект 22-0152-002374-П): — испытания по определению бенз-а-пирена выполнены за областью применения методики измерений и результат анализа не может считаться достоверным; результаты производственного экологического контроля по источникам № 6001 и № 0014 за 4 квартал 2019 года и 1, 2 и 3 кварталы 2020 года не представлены.
  3. ООО нарушает условия действия разрешения на выброс вредных(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: — согласно представленному отчету ПЭК на Площадке №2 за 2019 год, обнаружены превышения установленных нормативов предельно допустимых выбросов.
  4. Установки очистки газа эксплуатируются с нарушением режима работы: наличие воды (фотоматериал прилагается к протоколу отбора проб отходов от 29 сентября 2020 г.), ремонт газоочистных установок без остановки технологического процесса (выкопировка из «Журнала приёма-передачи смен»), неэффективная очистка дымовых газов (объект 22-0152-002374-П).
  5. Мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ в период НМУ с Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области не согласованы.
  6. В сведениях об инвентаризации отходов в составе Программы отсутствуют следующие виды отходов (объект 22-0152-002374-П): — отход из накопительного бункера циклон (ЦН — 15) жидкая фракция — IV класса опасности; — отход из накопительного бункера циклон (ЦН — 15) твердая фракция — IV класса опасности; — отход из накопительного бункера фильтра рукавного с импульсной продувкой серии СРФ — 15 (жидкая фракция) -IV класса опасности; светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства (код ФККО 4 82 415 01 52 4); — пыль (порошок) абразивные от шлифования черных металлов с содержанием металла менее 50% (код ФККО 3 61 221 02 42 4); — отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные (код ФККО 4 34 110 02 29 5), сухой водонерастворимый осадок солей кальция, гидрооксида кальция, минеральный зольный вынос (смесь из скрубера).
  7. В Лицензии ООО на деятельность по обращению с отходами отсутствует следующий вид деятельности: обезвреживание отходов (объект 22-0152-002374-П): отход из накопительного бункера циклон (ЦН — 15) жидкая фракция — IV класса опасности; отход из накопительного бункера циклон (ЦН — 15) твердая фракция — IV класса опасности; — отход из накопительного бункера фильтра рукавного с импульсной продувкой серии СРФ — 15 (жидкая фракция) -IV класса опасности.
  8. Паспорта и материалы паспортизации на 5 видов отходов III — IV классов опасности ООО: отход из накопительного бункера циклон (ЦН — 15) жидкая фракция — IV класса опасности; отход из накопительного бункера циклон (ЦН — 15) твердая фракция — IV класса опасности; отход из накопительного бункера фильтра рукавного с импульсной продувкой серии СРФ — 15 (жидкая фракция) -IV класса опасности не представлены.
  9. Учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов организован с нарушением (объект 22-0152-002374-П).
  10. Площадка №1 Участок извлечения и подготовки отходов вблизи свалки «Черная дыра» продолжает оказывать негативное воздействие на компоненты окружающей природной среды (объект 22-0152-002373-П).
  11. Отчёт по форме №2-тп (отходы) и данные первичного учета в области обращения с отходами содержат искаженную информацию, а именно (объект 22-0152-002374-П): — не совпадают данные по следующим видам отходов: осадок очистных сооружений дождевой (ливневой) канализации малоопасный (18Д66т./14,07т.), пыль (порошок) абразивный от шлифования черных металлов с содержанием металла менее 50% (0,042т./0,006т.), абразивные круги отработанные, лом абразивных кругов (0,007т./0,001т.) > остатки огарки стальных сварочных электродов (0,005т./0,011т.).
  12. Хозяйственная деятельность на объекте проводится с нарушением государственной экологической экспертизы, утвержденной приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 12.01.2017 № 5, в отношении объекта: «Объект №1 Ликвидация неорганизованной свалки «Черная дыра» промышленных отходов бывшего производства ОАО (объект 22-0152-002373-П и объект 22-0152-002374-П): — за весь период выполнения работ простои оборудования составляли от 36% до 49,2% от общего времени.
  13. Программа производственного экологического контроля разработана одна на 2 объекта НВОС (объект 22-0152-002373-П и объект 22-0152-0023 74-П), а не по каждому объекту отдельно.
  14. Плата за негативное воздействие на окружающую среду в части «выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух» внесена не в полном объёме и в нарушение сроков (объект 22-0152-002373-П и объект 22-0152-002374-П).
  15. В Программе производственного экологического контроля, утвержденной 18.05.2020, для объектов НВОС (объект 22-0152-002373-П и объект 22-0152-002374-П) отсутствует информация о применяемых методиках для расчета выбросов загрязняющих веществ.
  16. Используемые при инвентаризации и определении величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух методики расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не включены в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, формируемый и ведущийся Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
  17. Расчет нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
  18. Разработка программы производственного экологического контроля на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
  19. Осуществление производственного экологического контроля, содержащего недостоверные сведения в области охраны атмосферного воздуха, предусмотренные программой ПЭК
  20. Предоставление сведений об объемах разрешенных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух), основанных на недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов).
  21. Осуществление связанной с выбросами загрязняющих веществ в воздух, в пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов, рассчитанных на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов).

Не согласившись с предписанием №102-вн от 30.10.2020, общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с рассматриваемым требованием.

ООО является исполнителем работ по ликвидации накопленного вреда на объекте «Черная дыра» на двух промышленных площадках, поставленных на учет как объекты I категории негативного воздействия на окружающую среду (чрезвычайно опасные) со значительной (3) категорией риска.

Ответы суда на Доводы общества по пунктам:

  1. При проведении проверки, представителями лаборатории ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» (аттестат аккредитации №РОСС RU.0001.515408) 29.09.2020 г. и 05.10.2020г. произведены отборы проб загрязняющих веществ в атмосферу. Нормативы предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ атмосферный воздух для взвешенных веществ, формальдегида, керосина, этилбензола, ксилола на ист. № 0008 и взвешенных веществ, формальдегида, керосина, этилбензола на ист. № 0007 площадки № 2 не разработаны. Факт выброса для взвешенных веществ, формальдегида, керосина, этилбензола, ксилола на источнике №0008 и взвешенных веществ, формальдегида, керосина, этилбензола на источнике №0007 площадки №2, на которые отсутствуют утвержденные нормативы предельно-допустимых выбросов, подтверждается протоколами анализа проб промышленных выбросов.
  2. Производственный контроль на источниках выбросов в атмосферный воздух в соответствии с планом-графиком контроля соблюдения нормативов ПДВ осуществляется инструментальным и расчетным методами с периодичностью 1 раз в квартал, 1 раз в год и 1 раз в пять лет. Оценить применение методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 31 июля 2018 г. № 341 «Об утверждении Порядка формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками», не предоставляется возможным, так как в Программе производственного экологического контроля и в Отчетах ПЭК отсутствует информация о применяемых методиках.
  3. Управлением согласно представленному отчету ПЭК на Площадке №2 за 2019 год, обнаружены превышения установленных нормативов предельно допустимых выбросов на следующих источника: ист. №0005 превышение по азота оксиду (норматив ПДВ 0,00498, фактический выброс 0,012508 г/с); ист. №0007 превышение по серы диоксиду (норматив 0,0000000, фактический выброс 0,003268 г/с); ист. №0008 превышение по серы диоксиду (норматив 0,0000000, фактический выброс 0,0087 г/с) (объект 22-0152-002374-П); по протоколу от 06.10.2020 № 630-2/П обнаружено превышение нормативов ПДВ на ист. №0008 по саже в 2,15 раз; по протоколу от 13.10.2020 № 659-2/П обнаружено превышение нормативов ПДВ на ист. №0007 по азота диоксиду в 1,58 раза, по азота оксиду в 2,48 раз, по саже в 8,5 раз, по сернистому ангидриду (фактический выброс 1 г/с, норматив 0,0000000 г/с), по хлористому водороду в 3,81 раз; по протоколу от 13.10.2020 № 658-2/П обнаружено превышение нормативов ПДВ на ист. №0008 по саже в 4,3 раз; согласно отчету по форме № 2-ТП (воздух) за 2019 года на площадке №2 превышен разрешенный валовый выброс по сера диоксиду (норматив 0,02185, фактически выброшено 0,065). Согласно паспорту установки очистки, проектная очистка по диоксиду серы должна составлять 95% (концентрация на выходе 0,8 мг/м ). На сайте http://эко-мониторинг.рф регулярно фиксируется концентрация по диоксиду серы более 0,95 мг/м3, что так же подтверждает наличие выброса диоксида серы на данных источниках.
  4. В ходе проверки Управлением установлено, что в приёмных емкостях скрубберов, в приёмных бункерах циклонов и в рукавных фильтрах содержится большое количество воды, хотя согласно паспортам установок очистки газа скруббера должны работать по полусухой схеме (что предотвращает образование жидких производственных стоков в канализацию), циклоны и рукавные фильтры — полностью сухая очистка. Также в «Журналах приема-передачи смены» зафиксированы случаи ремонта газоочистного оборудования без остановки технологического процесса. Сброс газов, образующихся в результате обезвреживания отходов неорганизованной свалки промышленных отходов «Черная дыра», производится без очистки, через предохранительные аварийные клапана камеры дожигания. Таким образом, общество осуществляет производственную деятельность с нарушением требований природоохранного законодательства в части охраны атмосферного воздуха, а именно: установки очистки газа эксплуатируются обществом с нарушением режима работы: наличие воды, ремонт газоочистных установок без остановки технологического процесса и неэффективная очистка дымовых газов.
  5. В ходе проведения проверки обществом представлены: приказ «О мероприятиях в период НМУ» от 31.05.2019 № б/н» с перечнем мероприятий по регулированию выбросов в период НМУ, Журнал учета оповещений и договор с ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС» №12-41/41. Однако мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ в период НМУ с Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области не согласованы/
  6. У общества отсутствуют нормативы образования отходов и утвержденный Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещения (ПНООЛР) на данные Объекты ООО. Количество и перечень отходов, образующихся на данных Объектах общества, отражены в Программе производственного экологического контроля (версия №2) (далее — Программа), разработанной и утвержденной 18.05.2020 г. генеральным директором ООО». В соответствии с Программой на ООО образуется 12 видов отходов III — V класса опасности, из них: III класса опасности — 1 вид отходов; IV класса опасности — 9 видов отходов; V класса опасности — 2 вида отходов. В ходе рассмотрения предоставленной документации, заключения экспертной организации по результатам экспертного сопровождения в рамках Федерального государственного экологического надзора от 12.10.2020 г. №01-01/1612, осмотра территории, отбора проб отходов при участии представителей ООО, Управлением установлено образование отходов, не включенных в Программу и при отсутствии нормативов образования отходов.
  7. В соответствии с Программой на ООО образуется 12 видов отходов III — V класса опасности, из них: III класса опасности — 1 вид отходов; IV класса опасности — 9 видов отходов; V класса опасности — 2 вида отходов. В ходе рассмотрения предоставленной документации, заключения экспертной организации по результатам экспертного сопровождения в рамках Федерального государственного экологического надзора от 12.10.2020 г. №01-01/1612, осмотра территории, отбора проб отходов (Протокол отбора проб от 29.10.2020 г. №б/н) при участии представителей ООО, было установлено образование отходов, не включенных в Программу и при отсутствии нормативов образования отходов.
  8. Приложение к указанной лицензии, определяющее перечень отходов, с которыми разрешается осуществлять деятельность по обращению с отходами, не содержит отходов: отход из накопительного бункера циклон (ЦН — 15) жидкая фракция — IV класса опасности; отход из накопительного бункера циклон (ЦН — 15) твердая фракция — IV класса опасности; отход из накопительного бункера фильтра рукавного с импульсной продувкой серии СРФ — 15 (жидкая фракция) — IV класса опасности, образованные после чистки циклона (ЦН — 15) и фильтра рукавного с импульсной продувкой серии СРФ — 15, которые образуются в результате эксплуатации «Установки для термического обезвреживания и термолизной деструкции» ГЭС ЭТ-7500 и которые обезвреживаются ООО «ГазЭнергоСтрой-Экологические Технологии» в ходе выполнения работ по ликвидации неорганизованной свалки «Черная дыра».
  9. ООО представлен статистический отчет по форме №2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2019 год. При сравнении данных Отчета и данных учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, информация представлена искаженной, а именно (объект 22-0152-002374-П): не совпадают данные по следующим видам отходов: осадок очистных сооружений дождевой (ливневой) канализации малоопасный (18,166т./14,07т.), пыль (порошок) абразивный от шлифования черных металлов с содержанием металла менее 50% (0,042т./0,006т.), абразивные круги отработанные, лом абразивных кругов (0,007т./0,001т.), остатки огарки стальных сварочных электродов (0,005т./0,011т.).
  10. В ходе проверки произведен отбор проб почв в санитарно-защитной зоне земельного участка №1. В соответствии с контрольным отбором проб на всех трех уровнях отбора проб почв выявлена высокая степень токсичности.
  11. ООО представлен статистический отчет по форме №2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2019 год. учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов организован с нарушением Приказа Министерства природных ресурсов РФ от 01.09.2011 №721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами», а именно: в представленных Приложениях №3 и №4 для II квартала 2020г. отсутствуют отходы: отход из накопительного бункера циклон (ЦН — 15) жидкая фракция — IV класса опасности; отход из накопительного бункера циклон (ЦН — 15) твердая фракция — IV класса опасности; отход из накопительного бункера фильтра рукавного с импульсной продувкой серии СРФ — 15 (жидкая фракция) — IV класса опасности.
  12. В целях оценки соблюдения требований Заключения ГЭЭ на ликвидацию Объекта произведен расчет фактического времени работы установки обезвреживания отходов на основании «Журнала приема-передачи смен» за вторую половину 2019 года и за текущий период 2020 года. Согласно расчета, простой оборудования с июля по декабрь в 2019 году на малой линии ТЛ 2000 (ТР3) составил 48,5 %, на большая линия ТЛ 4000 ТР1 — 41,8 %. Простой с января по сентябрь в 2020 году малой линии ТЛ 2000 (ТР3) составил 40,4 %, на большая линия ТЛ 4000 у ТР1 — 36 %, у ТР2 — 49,2%. Таким образом, за весь период выполнения работ простои оборудования составляли от 36% до 49,2% от общего времени. Однако, согласно стр.5-6 Заключения: «процесс обезвреживания отходов — непрерывный, круглосуточный и круглогодичный
  13. Поскольку обществом не разработаны программы ПЭК отдельно по каждому объекту НВОС, то оно осуществляет производственную деятельность с нарушением требований природоохранного законодательства в части общеэкологических требований/
  14. общество осуществляет деятельность, связанную с выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на двух объектах негативного воздействия 22-0152-002373-П площадка № 1 и 22-0152-002374-П площадка № 2. При проверке правильности исчисления платы выявлено, что расчет осуществлен в пределах допустимых выбросов за весь отчетный период, что является нарушением. Разрешение №0360 на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками выдано 27.05.2019. Срок действия разрешения установлен с 27.05.2019 по 26.05.2021. На основании изложенного расчет за выброс загрязняющих веществ за период с 01.01.2019 по 26.05.2019 должен быть произведен с применением повышающего коэффициента 25 по причине отсутствия установленных нормативов. Таким образом, плата за НВОС составляет: по площадке №1 «Участок извлечения и подготовки отходов» — 4053,75 руб., по площадке №2 «Участок термического обезвреживания отходов» — 17960,49 руб., в связи с чем общая сумма задолженности по двум площадкам составляет 19856,33 руб.
  15. В Программе производственного экологического контроля, утвержденной 18.05.2020, для объектов НВОС (объект 22-0152-002373-П и объект 22-0152-002374-П) отсутствует информация о применяемых методиках для расчета выбросов загрязняющих веществ.
  16. 16-21 пункты. Обществом в 2018 году проведена инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Используемые при инвентаризации и определении величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух методики расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не включены в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, формируемый и ведущийся Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Программа производственного экологического контроля разработана на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов). Сведения об объемах разрешенных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, представленные по форме 2-ТП (воздух), основаны на недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов).

Решение по делу А43-2077/2021:

  • В удовлетворении заявленного требования к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений от 30.10.2020 №102-вн, заявителю — обществу с ограниченной ответственностью отказать.
  • Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в месячный срок со дня принятия решения.
Файлы для скачивания
Список документации, которая должна быть в наличии на каждом предприятии, включает в себя десятки наименований. Раньше для того, чтобы эти документы всегда были в наличии, компаниям приходилось открывать специальную штатную единицу — инженер по охране окружающей среды. Но теперь есть более действенный способ — воспользоваться нашими услугами.
Телефон:   (812) 648-17-36
Адрес:  Санкт–Петербург, 8 линия В.О, дом 29, офис 51
 
Центр Экологических Услуг “Доксервис” © 2010–2023 Все права защищены